МБОУ "ОЦ "Краснослободская СОШ №1"
Краснослободск, Республика Мордовия
  • 100-летний юбилей школы

      23 декабря 1923 года в объединенной городской школе №1 прозвенел первый звонок, начались занятия. Школу разместили в здании бывшего духовного училища. Первым директором был Александр Сергеевич Никольский. В 1935 году состоялся первый выпуск. Затем выпуски учащихся происходили ежегодно, за исключением 1961 года, когда произошла реорганизация в одиннадцатилетнюю школу. Выпускниками школа гордилась всегда. Пожалуй, нет такого крупного города в России, где бы на заводах, в учебных заведениях и лабораториях они не работали.

    718 выпускников школы с оружием в руках защищали Родину в дни фашистского нашествия.  Война не прекратила занятия в школе, лишь осложнила процесс. Не хватало учебников, тетрадей, не было отопления - дети занимались в холодных классах в верхней одежде, чернила замерзали. Но учителя и учащиеся, несмотря на трудности, изо дня в день вели борьбу за высокую успеваемость и добивались неплохих результатов.

    Лучшие учителя трудились в стенах нашей школы. Учительский коллектив быстро подхватывал все то новое, что появлялось в педагогике. Например, в 1932 году школа организованно и раньше других перешла на классно-урочную систему преподавания. Не отставала и при внедрении опыта учителей-новаторов.

    Можно много и долго говорить о славных страницах истории Краснослободской средней школы №1,которыми гордятся многие поколения краснослободчан, но это темы следующих статей. А сегодня мы хотим сказать спасибо всем тем, чья жизнь так или иначе была связана с именем школы, кто отдавал силы и частицу сердца для того, чтобы она жила, работала и приносила славу городу. Мы бережно храним память о ее прошлом, поэтому впереди у нее лишь прекрасное будущее.
     

    Из истории школы

    Ежегодно 1 сентября звенит звонок открывая праздник Знания. Школа гостеприимно распахивает двери, чтобы помочь каждому понять своё, только ему данное предназначение, решить для себя: кем быть? Каким быть?
    Известно, что накануне октября 1917 года в Краснослободске функционировали мужская и женская гимназии, высшее начальное училище, духовное училище и четыре небольшие начальные школы. Духовное училище начало работать с 1844 года. В нём готовили младших служителей церкви-псаломщиков. Контингент учащихся состоял из 120-150 человек. Здание этого училища до 2019 года занимала МБОУ «ОЦ « Краснослободская СОШ №1».
    Осенью 1918 года на базе гимназии и училищ в Краснослободске были организованы четыре школы второй ступени. В 1920 году объединили школы № 1 и № 4. В 1921 году их включили в школу № 8. В декабре 1923 года оставшиеся средние школы объединили в одну. 23 декабря 1923 года в объединенной городской школе второй ступени прозвенел первый звонок: начались занятия.
    Осенью 1930 года школа второй ступени была преобразована в школу крестьянской молодежи с семилетним курсом обучения. В 1932 году ШКМ упразднили, преобразовав ее в среднюю школу. В 1935 году состоялся первый выпуск средней школы и тринадцатой со дня организации школы. В 1966 году, в связи с переводом средних школ опять на десятилетний курс обучения, состоялись два выпуска: 43-й-одиннадцатиклассники и 44-1-десятиклассники. Всего школой сделано 76 выпусков. С 1949 года учащихся средних школ, показавших при окончании большие успехи, стали награждать золотыми и серебряными медалями. Пожалуй, нет такого крупного города в России, где бы на заводах, учебных заведениях и лабораториях не работали бы выпускники Краснослободской средней школы №1.
    До 1930 года школа имела два уклона: педагогический и административный. На административном уклоне изучали делопроизводство. Педагогическое было более крупное по числу обучавшихся на нем. Окончившие школу с педагогическим уклоном, сыграли определенную положительную роль в развитие народного образования и культуры района. 1934 году школа по числу учащихся стала очень большой. По этой причине школу разделили: отпочковалась семилетняя, ныне вторая средняя школа.
    Учительский коллектив быстро подхватывал все то новое, что появилось в практике работы школы. В 1932 году школа раньше других перешла на классно-урочную систему преподавания. Не отставали учителя и при внедрении опыта учителей - новаторов.

     Из воспоминаний о школе 

    МБОУ «ОЦ «Краснослободской​ СОШ №1» (в дальнейшем просто Краснослободская СОШ № 1) -​ 100 лет. Как гласят данные из энциклопедии «Все о Мордовии» за 1998 год данное учебное заведение на пару с двумя школами из Кадошкинского района является одним из старейших в пределах Мордовии. Если же учитывать общие педагогические критерии, то до открытия школы, в нашем понимании как таковом, учебная деятельность велась с 1844 года ХIХ века в рамках духовного училища уездного города Краснослободска Пензенской губернии.
    ​ Много написано о данном учебном заведении​ за такой солидный срок существования: об истории постройки и организации, собственно,​ учебного процесса, о людях директорах, педагогах и выпускниках… Также все это есть на официальном сайте школы, где дается историческая справка, статистика​ и разнообразная другая информация. С этими данными всегда можно ознакомиться в свободном доступе. Сегодня же бы хотелось осветить периоды, наиболее яркие вехи , ну скажем за последние лет 30-35 Краснослободской СОШ №1. Да, ну и в силу того ,что автор является преподавателем науки естественного цикла материал будет иметь соответствующую направленность.
    ​ Распад Советского Союза школа (как сейчас помню) встретила обычным летним рабочим днем : в старом актовом здании старого теперь уже корпуса шла читательская конференция, выступал один из участников ВОВ. Как и многие школы большущей страны, да и все, в принципе, простые люди не осознавали еще что это конец, конец СССР, конец той слаженной и отработанной системе, в т.ч. в образовании. Страна погружалась в пучину новых экономических реформ. Людям рожденным в стране Советов​ как представителям трудовых ресурсов это особенно понятно. Не будем вдаваться в подробности трудностей того периода наметившихся ​ в хозяйстве нашей страны (не выплата по несколько месяцев зарплаты, отсутствие школьных учебников , либо их наличие в пробном варианте, в т.ч. и по географии и т.д.) ​ и далеко отходить от темы, но некоторые политические моменты надо осветить. Годы брожения, годы искания самих себя от простого смертного, как говорится, и до самого государства (выбор курса-вектора развития, определения твоей будущей общественно-экономической формации).Образовательное кредо тех лет на государственном уровне – клич : « Школа вне политики!». Так и было. Как и сотни тысяч преподавателей по всей стране родная альма-матер продолжила сеять разумное, доброе, вечное. Школа не ​ испугалась трудностей. Коллектив старой советской закалки продолжал слаженно работать. Но оазис​ детского спокойствия и уверенности в завтрашнем дне охранять приходилось нелегко. В эпоху , когда в стране повсеместно проходила переоценка самосознания на всех уровнях, трудно было остаться в стороне. По России пошел парад суверенитетов. Коллектив смело бросил в общественность мнение о том , что республике не нужен пост президентства ( мало кто знает об этом), что президент должен быть один – в Москве, столице новой России. Десятки писем были разосланы по учебным заведениям республики. Школу приезжал «успокаивать» один из работников аппарата впервые избранного президента республики. Учительство всегда было продвинутой частью общества. Мнение преподавателей должно было быть услышано. И оно было правильным. Как показало время так и произошло на пользу нашей Мордовии – пост президентства дублирующий​ российский и вносящий некую политическую сумятицу в национальном субъекте был отменен. Не очень давно​ это произошло и в Татарстане. Единая власть многонационального государства сконцентрировалась в столице у президента Российской Федерации, что​ не могло не сказаться на позитивных изменениях в стране в дальнейшем. Вот так вот раскрылась частичка истории 90-ых политической позиции педсостава школы. Он внёс свою маленькую лепту в успех этого процесса.

    ​ А что же дальше, дальше была работа. На голом порой энтузиазме, школа​ доказывла, что у неё есть своё лицо ( а как же иначе то с такими​ многолетними традициями). Особенно школа в лихие 90-ые преуспела​ в освоении различных форм внеурочной работы. Проводились различного рода мероприятия, особенно модные тогда «Счастливый случай», «Золотая лихорадка», «Угадай мелодию», «Поле чудес» и др. Особым коньком, на мой взгляд, Краснослободская СОШ №1 «засветилась»​ на республиканском уровне своими многодневными походами и детскими экспедициями, в т.ч. и экологическими в 90- ые и 00- ые года, когда самодеятельный туризм в учебном заведении достиг своего апогея (та самая активная работа школы , отвлекающая детей от пресловутого тлетворного в те годы влияния улицы). Все начиналось на заре 90-ых. 1994год.Тогда тургруппа школы с плакатами экологической направленности проплыла от родного города по Мокше-реке до Темникова (а это добрых 120 км., это не по асфальту ехать почти напрямую). У истоков турдеятельности стояли такие преподаватели​ как Овчинников Е.М., Васюнина И.В. и др. Дальше – больше, 1995 год покрыт участок ( опять же с плакатами водоохранной​ направленности : «Чистая река – чистая совесть» и др.) – 320 км.​ В 1999 году школа осуществила самый значимый поход – экспедицию : Краснослободск – Ока (350 км). После окончания которой​ (как и после любого похода) в отчёте​ были написаны очень жалкие слова: « Мокша- река больше не судоходная на всем своём протяжении» (выборочно промерялись глубины, беседы с местными жителями – очевидцами еще недавнего судоходства в Рязанской обл., общая визуальная оценка​ разрушенных причалов , недействующих светофоров под мостами, не работающих маяков и поржавевших от времени знаков типа: « Якорь не бросать» и др.) . Мы так на это (судоходство) надеялись, ведь это было главной целью​ почти десятидневной экспедиции. В интернете можно посмотреть видеофильм из двух частей этого путешествия.
    ​ В эти же годы и в 00- ые водные походы дополнялись значимыми велосипедными многодневными походами. Еще раз хочется напомнить , что время экономически было не простое, не хватало снаряжения (либо его не было специализированного вообще в провинции),материальных средств (в стране «командовал» бартер).Особенно было тяжело все доставать к водным походам , да и сама организация требовала большой ответственности​ ( вода есть вода). С велосипедами было по проще. Но опять же на своих стареньких и проверенных (а значит надёжных).Хотя и тут можно сказать о степени подготовки и ответственности руководителей : « Дорога – есть дорога». Учащиеся в рамках кружка «Турист» (и выпускники на разных этапах) побывали в пещерах Новлея и Наровчата ( в последних несколько раз), открыли свой​ (в стороне от общепринятого) исток Мокши, в городах – Пензе, Муроме, Ардатове, Саранске, Выксе, Темникове , Ковылкине и​ множестве других населённых пунктах Мордовии, Пензенской, Нижегородской,​ Рязанской и Владимирской областей. Параллельно осваивались местные веломаршруты по району и соседним к выдающимся объектам природы, святым местам, важным хозяйственным объектам и др. Присутствовал зимний вариант – ежегодные лыжные походы в окрестности города.
    ​ Организованный туризм также широко применялся​ в эти годы. Педагоги историки, литераторы, географы и др. четко на протяжении не одного десятка лет проторили дорожку автобусными маршрутами до Нижнего Новгорода, Пензы, Москвы, Саранска, Темникова (и Мордовского заповедника им. Смидовича П.Г.) Лермонтова, Бол. Болдина, того же Наровчата и соседних с ним пещер. Также дети побывали в Санкт-Петербурге.
    ​ Без малого четверть века школа была в активной фазе туристической работы. При организации форм внеклассной деятельности​ в те годы напрямую были вовлечены многие энтузиасты: педагоги ​ школы, директор учебного заведения Полозов А.Е., мэр города Саблин Н.А., многочисленные родители, общественники (Тябин В.В., Телепнев Е.Г.) и многие другие неравнодушные люди.

    Об активной деятельности школьников неоднократно писала местная и республиканская пресса; на ГТРК «Мордовия» был снят сюжет о туристской деятельности учащихся.
    ​ ​ Жизнь не стоит на месте. В 2019 году школа переехала в долгожданный новый корпус на 450 мест. Оснащению учреждения, в т.ч. техническому, могут позавидовать учебные заведения и более крупных городов. Созданы все условия для плодотворной работы. Нельзя не трудиться хорошо. Сегодня в Краснослободской СОШ №1 идет смена поколений . В педагогические кадры вливаются новые люди. Много молодых специалистов. Они продолжают славные традиции учреждения. Так туризм в школе приобрёл ​ новую огранку. Питомцы преподавателя физкультуры Фомина В.А. постоянно становятся призёрами и победителями республиканских соревнований по туртехнике. Его воспитанники по этому направлению отбирались уже и на соревнования российского масштаба.
    ​ Об общих успехах школы можно судить и по многочисленным рейтингам , которые проводят компетентные службы. И очень часто Краснослободская СОШ №1 находится в верхней части этих списков (это олимпиадное движение, качественное питание школьников и многое другое). Из года в год со своими учениками во всевозможных конкурсах и соревнованиях (олимпиадах) муниципального и республиканского уровней дают хорошие​ результаты преподаватели ОБЖ Живайкин В.В. , физкультуры Тарасов А.Н. ,биологии Тёркин Н.А, химии Тельнова Н.М., технологии Волкова О.Н., истории Беликова А.Н., мордовского языка Салтанкина Л.П. и другие.
    ​ Сейчас в учебном заведении обучается 542 школьника. В школе работает дружный интернациональный коллектив: русские, мордва, татары. Штат сотрудников​ - 74 человека, из них 46 педагогов. В одной связке со всеми школу ведут к дальнейшим успехам​ её администрация:​ директор Ромашкин А.С, заместитель директора по УВР Сивцова М.Н., заместитель по ВР Лапшина Т.В., заместитель директора по НМР Радайкина Н.Н.. За годы своего существования школа выпустила тысячи и тысячи​ учеников. Дала им путёвку в жизнь. Среди них​ врачи, работники АПК, руководители разных уровней , учителя, представители рабочих профессий, интеллигенции, военные (в т. ч. участники СВО)… Оглядываясь на свой вековой юбилей, который она будет отмечать 23 декабря, школа целенаправленно идёт вперёд. ОНА УВЕРЕННО СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ.

    К юбилею школы...
    Статья была написана к 90 летию школы, но она актуальна и сейчас.
    Небольшой пролог.
    ​Как гласят энциклопедии о Мордовии, одной из старейших школ республики ​ Краснослободской​ №1 – 90 лет. Главный корпус, в три этажа, был построен в 1893 году. Другие корпуса - в разное, уже далёкое, время: 2-х этажный, с цокольным этажом вдобавок,​ корпус с колоннами, чуть ли не в греческом стиле, был построен, аж в​ 1840 году. Весьма долго,​ четыре здания искали и ждали своё школьное предназначение… Родной школе посвящается.
    ​Когда Мокша-река была широкой, а в городском кинотеатре билеты стоили 10 копеек а коржик 7, и вообще, когда деревья были большими, автор этих строк пошёл в школу. В этот же год, 1971-ый, в школу пришёл работать и Анатолий Владимирович Лютов. Вёл тогда он у нас такой предмет как пение (это позже появились интерпретации – музыка, МХК). Вёл он у нас этот предмет самозабвенно, как только может вести его жизнерадостный и любящий свое дело человек. Что мы только не пели, как сейчас вспоминается, и про сурка, который всегда должен быть почему то с тобой, и «по долинам и по взгорьям», и про Ленина такого молодого… Пели все, даже те, которые типа меня и петь то не могут (больше орали и кричали, а таких как правило большинство в классах), а как же: строгий и одновременно добрый юморной учитель, интересный весёлый урок – иначе нельзя. Заражал нас своим исполнением - игрой ​ на баяне этот молодой преподаватель.
    ​Всё бы ничего, но один раз мы с пения удрали, было это уже в старшем классе ( не помню до какого класса преподавалось пение в то время), осталась пара отличниц, ну так бывает. По какой-то​ причине урок задерживался. И получили двойки… Видели ведь, уже на улице,​ как спешит на урок Анатолий Владимирович, но наш передовой отряд успел укрыться за новым зданием почты. Получили хороший разгоняй дома, а на следующий день ещё и в школе. А потом зубрили песню-домашнее задание и, подлизываясь, исправляли оценки, а как же иначе: класс у нас был сильный, ни по математике, ни по русскому языку проблем не было, а тут попались.
    ​Прошли годы, давно уже Анатолий Владимирович не преподаёт пение, хотя с баяном и не расстаётся – любое мероприятие в школе не обходится без его участия. А хит в его исполнении «лён, лён, лён», звучит уже как гимн 1-ой школе.
    ​ К​ сегодняшнему времени А.В. Лютов самый опытный из преподавателей учебного заведения. Вдумайтесь только, его педстаж​ давно уже​ зашкаливает за четыре десятка лет. Сколько тысяч детей и сколько поколений он выучил. ​Город, район, да и республика знает А.В. Лютова в основном как учителя-историка, краеведа, но есть у педагога с большой буквы ещё и филологическое образование ( музыкальное само – собой). Как следствие несколько лет он проработал учителем русского языка в ПУ № 18. Но потом всё-таки вернулся в ставшую для него родной школу №1.
    ​За это время проведены тысячи интереснейших уроков, сотни увлекательнейших​ экскурсий, походов и поездок. Разработаны и напечатаны десятки уникальнейших материалов, статей, заметок, программ на уровне района и республики (плюс книга «Там где Мокша встречается с Прамой») по истории и краеведению родного края.
    ​Говорить о наградах и достижениях Анатолия Владимировича я не буду, у него их много, от школьного, городского и районного до республиканского и российского уровня. Можно выйти в интернет и найти страничку полного списка этого выдающегося педагога. Да и это ли главное по большому счёту в жизни педагога? Ведь главное что Анатолия Владимировича любят дети, уважают коллеги, а это дорогого стоит.
    ​В год юбилея Краснослободской СОШ №1 хочется пожелать нашему дорогому Анатолию Владимировичу той же кипучей энергии и деятельности, каким мы его и видим все эти годы, дальнейших творческих успехов, счастья и здоровья.

    PS. А автор этих строк всё ещё не без стыда вспоминает тот побег с урока пения из уже далёкого детства. Когда деревья были большими....
    Бывший ученик, ныне коллега по учительскому делу Кузьмин А.В.
    ​24.01.2014; 12.12.2023.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie