МБОУ «ОЦ «Краснослободской СОШ №1» (в дальнейшем просто Краснослободская СОШ № 1) - 100 лет. Как гласят данные из энциклопедии «Все о Мордовии» за 1998 год данное учебное заведение на пару с двумя школами из Кадошкинского района является одним из старейших в пределах Мордовии. Если же учитывать общие педагогические критерии, то до открытия школы, в нашем понимании как таковом, учебная деятельность велась с 1844 года ХIХ века в рамках духовного училища уездного города Краснослободска Пензенской губернии.
Много написано о данном учебном заведении за такой солидный срок существования: об истории постройки и организации, собственно, учебного процесса, о людях директорах, педагогах и выпускниках… Также все это есть на официальном сайте школы, где дается историческая справка, статистика и разнообразная другая информация. С этими данными всегда можно ознакомиться в свободном доступе. Сегодня же бы хотелось осветить периоды, наиболее яркие вехи , ну скажем за последние лет 30-35 Краснослободской СОШ №1. Да, ну и в силу того ,что автор является преподавателем науки естественного цикла материал будет иметь соответствующую направленность.
Распад Советского Союза школа (как сейчас помню) встретила обычным летним рабочим днем : в старом актовом здании старого теперь уже корпуса шла читательская конференция, выступал один из участников ВОВ. Как и многие школы большущей страны, да и все, в принципе, простые люди не осознавали еще что это конец, конец СССР, конец той слаженной и отработанной системе, в т.ч. в образовании. Страна погружалась в пучину новых экономических реформ. Людям рожденным в стране Советов как представителям трудовых ресурсов это особенно понятно. Не будем вдаваться в подробности трудностей того периода наметившихся в хозяйстве нашей страны (не выплата по несколько месяцев зарплаты, отсутствие школьных учебников , либо их наличие в пробном варианте, в т.ч. и по географии и т.д.) и далеко отходить от темы, но некоторые политические моменты надо осветить. Годы брожения, годы искания самих себя от простого смертного, как говорится, и до самого государства (выбор курса-вектора развития, определения твоей будущей общественно-экономической формации).Образовательное кредо тех лет на государственном уровне – клич : « Школа вне политики!». Так и было. Как и сотни тысяч преподавателей по всей стране родная альма-матер продолжила сеять разумное, доброе, вечное. Школа не испугалась трудностей. Коллектив старой советской закалки продолжал слаженно работать. Но оазис детского спокойствия и уверенности в завтрашнем дне охранять приходилось нелегко. В эпоху , когда в стране повсеместно проходила переоценка самосознания на всех уровнях, трудно было остаться в стороне. По России пошел парад суверенитетов. Коллектив смело бросил в общественность мнение о том , что республике не нужен пост президентства ( мало кто знает об этом), что президент должен быть один – в Москве, столице новой России. Десятки писем были разосланы по учебным заведениям республики. Школу приезжал «успокаивать» один из работников аппарата впервые избранного президента республики. Учительство всегда было продвинутой частью общества. Мнение преподавателей должно было быть услышано. И оно было правильным. Как показало время так и произошло на пользу нашей Мордовии – пост президентства дублирующий российский и вносящий некую политическую сумятицу в национальном субъекте был отменен. Не очень давно это произошло и в Татарстане. Единая власть многонационального государства сконцентрировалась в столице у президента Российской Федерации, что не могло не сказаться на позитивных изменениях в стране в дальнейшем. Вот так вот раскрылась частичка истории 90-ых политической позиции педсостава школы. Он внёс свою маленькую лепту в успех этого процесса.
А что же дальше, дальше была работа. На голом порой энтузиазме, школа доказывла, что у неё есть своё лицо ( а как же иначе то с такими многолетними традициями). Особенно школа в лихие 90-ые преуспела в освоении различных форм внеурочной работы. Проводились различного рода мероприятия, особенно модные тогда «Счастливый случай», «Золотая лихорадка», «Угадай мелодию», «Поле чудес» и др. Особым коньком, на мой взгляд, Краснослободская СОШ №1 «засветилась» на республиканском уровне своими многодневными походами и детскими экспедициями, в т.ч. и экологическими в 90- ые и 00- ые года, когда самодеятельный туризм в учебном заведении достиг своего апогея (та самая активная работа школы , отвлекающая детей от пресловутого тлетворного в те годы влияния улицы). Все начиналось на заре 90-ых. 1994год.Тогда тургруппа школы с плакатами экологической направленности проплыла от родного города по Мокше-реке до Темникова (а это добрых 120 км., это не по асфальту ехать почти напрямую). У истоков турдеятельности стояли такие преподаватели как Овчинников Е.М., Васюнина И.В. и др. Дальше – больше, 1995 год покрыт участок ( опять же с плакатами водоохранной направленности : «Чистая река – чистая совесть» и др.) – 320 км. В 1999 году школа осуществила самый значимый поход – экспедицию : Краснослободск – Ока (350 км). После окончания которой (как и после любого похода) в отчёте были написаны очень жалкие слова: « Мокша- река больше не судоходная на всем своём протяжении» (выборочно промерялись глубины, беседы с местными жителями – очевидцами еще недавнего судоходства в Рязанской обл., общая визуальная оценка разрушенных причалов , недействующих светофоров под мостами, не работающих маяков и поржавевших от времени знаков типа: « Якорь не бросать» и др.) . Мы так на это (судоходство) надеялись, ведь это было главной целью почти десятидневной экспедиции. В интернете можно посмотреть видеофильм из двух частей этого путешествия.
В эти же годы и в 00- ые водные походы дополнялись значимыми велосипедными многодневными походами. Еще раз хочется напомнить , что время экономически было не простое, не хватало снаряжения (либо его не было специализированного вообще в провинции),материальных средств (в стране «командовал» бартер).Особенно было тяжело все доставать к водным походам , да и сама организация требовала большой ответственности ( вода есть вода). С велосипедами было по проще. Но опять же на своих стареньких и проверенных (а значит надёжных).Хотя и тут можно сказать о степени подготовки и ответственности руководителей : « Дорога – есть дорога». Учащиеся в рамках кружка «Турист» (и выпускники на разных этапах) побывали в пещерах Новлея и Наровчата ( в последних несколько раз), открыли свой (в стороне от общепринятого) исток Мокши, в городах – Пензе, Муроме, Ардатове, Саранске, Выксе, Темникове , Ковылкине и множестве других населённых пунктах Мордовии, Пензенской, Нижегородской, Рязанской и Владимирской областей. Параллельно осваивались местные веломаршруты по району и соседним к выдающимся объектам природы, святым местам, важным хозяйственным объектам и др. Присутствовал зимний вариант – ежегодные лыжные походы в окрестности города.
Организованный туризм также широко применялся в эти годы. Педагоги историки, литераторы, географы и др. четко на протяжении не одного десятка лет проторили дорожку автобусными маршрутами до Нижнего Новгорода, Пензы, Москвы, Саранска, Темникова (и Мордовского заповедника им. Смидовича П.Г.) Лермонтова, Бол. Болдина, того же Наровчата и соседних с ним пещер. Также дети побывали в Санкт-Петербурге.
Без малого четверть века школа была в активной фазе туристической работы. При организации форм внеклассной деятельности в те годы напрямую были вовлечены многие энтузиасты: педагоги школы, директор учебного заведения Полозов А.Е., мэр города Саблин Н.А., многочисленные родители, общественники (Тябин В.В., Телепнев Е.Г.) и многие другие неравнодушные люди.
Об активной деятельности школьников неоднократно писала местная и республиканская пресса; на ГТРК «Мордовия» был снят сюжет о туристской деятельности учащихся.
Жизнь не стоит на месте. В 2019 году школа переехала в долгожданный новый корпус на 450 мест. Оснащению учреждения, в т.ч. техническому, могут позавидовать учебные заведения и более крупных городов. Созданы все условия для плодотворной работы. Нельзя не трудиться хорошо. Сегодня в Краснослободской СОШ №1 идет смена поколений . В педагогические кадры вливаются новые люди. Много молодых специалистов. Они продолжают славные традиции учреждения. Так туризм в школе приобрёл новую огранку. Питомцы преподавателя физкультуры Фомина В.А. постоянно становятся призёрами и победителями республиканских соревнований по туртехнике. Его воспитанники по этому направлению отбирались уже и на соревнования российского масштаба.
Об общих успехах школы можно судить и по многочисленным рейтингам , которые проводят компетентные службы. И очень часто Краснослободская СОШ №1 находится в верхней части этих списков (это олимпиадное движение, качественное питание школьников и многое другое). Из года в год со своими учениками во всевозможных конкурсах и соревнованиях (олимпиадах) муниципального и республиканского уровней дают хорошие результаты преподаватели ОБЖ Живайкин В.В. , физкультуры Тарасов А.Н. ,биологии Тёркин Н.А, химии Тельнова Н.М., технологии Волкова О.Н., истории Беликова А.Н., мордовского языка Салтанкина Л.П. и другие.
Сейчас в учебном заведении обучается 542 школьника. В школе работает дружный интернациональный коллектив: русские, мордва, татары. Штат сотрудников - 74 человека, из них 46 педагогов. В одной связке со всеми школу ведут к дальнейшим успехам её администрация: директор Ромашкин А.С, заместитель директора по УВР Сивцова М.Н., заместитель по ВР Лапшина Т.В., заместитель директора по НМР Радайкина Н.Н.. За годы своего существования школа выпустила тысячи и тысячи учеников. Дала им путёвку в жизнь. Среди них врачи, работники АПК, руководители разных уровней , учителя, представители рабочих профессий, интеллигенции, военные (в т. ч. участники СВО)… Оглядываясь на свой вековой юбилей, который она будет отмечать 23 декабря, школа целенаправленно идёт вперёд. ОНА УВЕРЕННО СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ.